- | ||||||
о творчестве
Софья Петровна Кувшинникова Говорят, что Эйнштейн сжег свои последние работы по теории единства пространства и времени, ибо открывшаяся глубина постижения материи ошеломила его самого, и гениальный физик и мыслитель решил: человечество еще не созрело для того, чтобы узнать об этом; в противном случае оно может нанести себе необратимый вред. Но пока человек не знает того, что стало ведомо Альберту Эйнштейну, призывно звучащий зов красоты, свежести, чистоты связывает его с миром жизни Земли, и нет пока компьютера, который мог бы подсчитать точно количество зорь и закатов, поцелуев и вздохов, меру горя и счастья. И если даже в Нью-Йорке, даже в Бруклине выглянуть в окно, можно, будто впервые, увидеть во всем величии и простоте, как медленно, не торопясь, плывут и плывут облака, услышать немудреную песню ветра, шепот деревьев. И тогда душе, часто замороченной суетой, станут дороги художники, которые открывают немеркнущий, лучезарный, а порою трагический облик купели нашей. Их, таких художников, не так уж и много. Среди мастеров, сумевших в своих полотнах остановить само время и дать возможность вглядеться в диво, которое нам дадено, был другой гениальный еврей - Исаак Ильич Левитан. В чем тайна очарования пейзажей Левитана? Почему прелесть его безлюдных тихих полотен находит такой отзвук в душе человека? Разгадка тайны, на мой взгляд, в глубоком чувстве одиночества, в ощущении бездны и конца (не это же ли увиделось Эйнштейну?), несмотря на невыразимую красу "Золотой осени", "Над вечным покоем", "Тихой обители". Эти багряные, золотые, серые и лазурные краски-враги встречаются в них и манят горькой прощальной улыбкой. Разгадка тайны, наверное, еще и в том, что художник оставляет нас наедине с природой. Левитан, как никто, чувствовал мощь и непобедимость зовущей дали, неоглядность просторов, которые могут оглушить тишиной и усталой прелестью. Мастер понял глубину одиночества Земли, нетронутость природы, ее сна и пробуждения. Он видел сумерки, чуял свет первой звезды. Забываешь на миг, что его Русь была другой, и не гремели огромные города, не шуршали шины, не пахло бензиновой гарью... Нет! Совсем рядом "Владимирка", и поет, поет унылую песню разбойный степной ветер, оплакивая чью-то загубленную душу, дождь сеет прозрачную грусть и безысходность, и змеится розовая дорожка к стеклянной, словно замершей речке, гудит, гудит вечерний звон, его малиновые звуки разлиты во всем пейзаже, и хочется заблудиться, забыться в этой гулкой тишине... Виталий ОРЛОВ, "Вечерний Нью-Йорк" Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860-1900), знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью. Современники Левитана верно подметили, что он любит передавать в пейзаже печальное настроение. Вспоминали и слова Стендаля: "Тот не художник, кому недоступно чувство печали". И сам Левитан не раз говорил, что ощущает особую грусть, разлитую в природе, и стремится "поймать" ее, выразить на полотне. В жизни И.И. Левитана было немало печальных страниц. Судьба как будто испытывала его то безденежьем, голодом и бесприютностью, то унижением человеческого достоинства. Казалось, она хотела выяснить, выдержит ли художник эти испытания, сумеет ли устоять, сохранит ли свое замечательное дарование. Элла КРИЧЕВСКАЯ (Мэриленд), "Вестник" Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен. Пастелей, рисунков.Сумел преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А.Шопенгауэр). Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных «мировой тоской». |